Лосиный забег
От Манараги до Народной и обратно
Программа путешествия
Куда, когда и как бежим
Ну что же, дорогие путешественники, приступим.
Добро пожаловать на «Лосиный забег»!
Главное и важное! Я вас пока не знаю. Вы меня тоже пока не знаете. Схаживаться будем в экстремальном режиме в боевых походных условиях. К сожалению, это большой минус современных сборных групп, поэтому постараюсь максимально расписать грядущее приключение, чтобы уменьшить количество «нежданчиков».

Сначала пробежимся по каждому дню, в процессе уже станет понятно, что брать, а что не брать, что есть, что не есть и так далее. А потом подведём «итого» по всей сумме приключений, которую нам придётся пережить.


1
День первый, залётный.
Перелет вертолетом в горный приют у подножия горы Манарага, 160 км.
Стартуем в сторону приключений — к суровым и прекрасным вершинам Приполярного Урала.
Вылет из аэропорта славного города нефтяников и вахтовиков (что одно и то же) Усинска. Город, кстати вполне приятный, кто прилетит заранее — уже и познакомимся, и погуляем. В общем, соберёмся всем пока недружным, но наверняка позитивным и готовым ко всему приключенческому коллективом.
День активный и эмоционально напряжённый из-за предстартовой суеты, сборов/переборов, ожидания лётной погоды, гула вертолётных винтов. Летим больше часа, меньше двух, что не много и не мало, а в самый раз.
Да и вообще, резкий переход от городской суеты к звенящий тишине гор — это особенность вертолётных забросок. И эта тишина обрушится на вас после удаляющегося рёва вертолётных двигателей.
Главная задача на первый день путешествия — это заброска на приют «Манарага». После обеда или к вечеру мы высадимся там и начнётся основной этап нашей экспедиции.
Что впереди? Пять активных ходовых дней и два планируемых восхождения на легендарные вершины Урала – Народную (1895м) и Манарага (1600м).
Но вернёмся к рутине. Выгрузив из вертолёта свои пожитки и помахав ему вслед, мы заселяемся на ночёвку в приют. Это вполне себе традиционный дом, одна огромная комната, где установлены двухъярусные нары. Сурово, практично. Приют — это не гостиница, это горный хостел упрощённого типа:). Кто хочет — можем заночевать в палатках. Если погода будет более или менее — так и поступим. Я уж точно.
Программа у нас называется «лосиная». Но это не значит, что мы будем переть, аки лоси, напролом. Нет. Спокойное, размеренное движение.
Для того, чтобы всё успеть, нам не надо бежать. Нам надо научиться грамотно расходовать время, связанное с упаковками, распаковками, завтраками, обедами и прочими привалами. Ибо ничего так не сжирает ценное ходовое время, как долгие копания пары нерасторопных коллег по путешествию.

Будем учиться запрягать быстро. Чёткая, слаженная предстартовая подготовка экономит до двух ходовых часов в день. Это бесценно.

Поэтому оставшуюся часть вечера продуктивно тратим на переукладку снаряжения, распределение общего груза и прочие притирки и подгонки. Завтра у нас ранний, в 5.00 подъём и старт сразу после завтрака. Всё по максимуму должно быть уже собрано.
Вес общего снаряжения и продуктов, от которого вам не открутиться (если только вы не собираетесь наравне с оленями питаться мхами и лишайниками), будет в конце данного предварительного произведения, реальные страницы которого писать нам с вами.
В общем, собрались, покушали и отдыхать! И просьба без алкоголизации. Не за этим прилетели.
Про еду первого дня:
Завтрак в Усинске в средствах размещения.
В вертолёте перекусим чаем и бутербродами
На Приюте по прилёту готовим нормальный ужин, благо вертолёт позволяет привезти всякого. Пожарим чего-нибудь мясного, картошечки сделаем, в общем сытно, горячо, калорийно. Калории нам нужны, калории нам важны.

2
День два. Начало начал, где ж наш причал.
Переход к озеру Бублик через перевал Кар Кар, 25 км с рюкзаком, набор выосты 700 метров, 1 к.с.
А причал наш в далёком далёке, на берегу озера Бублик, что в двадцати пяти километрах от «Манараги», за грозным перевалом Кар-кар. Набор высоты на эти 25 километров — порядка 700 метров. Основной взлёт — последние километров шесть.
Так что в пять утра бодро встали, дружно позавтракали и потопали.
Топаем сто метров и у нас первая переправа - ручей Моренный. Те, кто в сапогах – молодцы. Кто в ботиночках – не очень. Так как вы начнёте копаться и надевать всякие гамаши и прочее, на что мы потеряем минут 30. Их же ещё и снять надо. Поэтому моя категорическая рекомендация на первый день путешествия – до обеда идём в сапогах. Обычных. По колено которые. У нас впереди болот немеряно. Неглубоких, но выше ботиночек. И перед каждым болотцем ждать, пока кто-то что-то переобувает – до Бублика три дня будем ползти. Поэтому до обеда - сапоги.
Да, знаю, все начинают «а дайте мне сапоги», «а я не хочу их тащить из дома в самолёте» и прочее. А потом вам выдают сапоги, а они жмут, а они неудобные. И так далее. Путешественники вы мои дорогие. Вы единственный раз идёте в космически классные места. Неужели трудности с приобретением сапог, с предварительной примеркой, своих, родненьких, удобненьких, стоит дискомфорта от непонятно чего, что вам выдадут? Берите свои, в общем. И это ну прям не обсуждается. Сапоги стандартные, высотой по колено. Можно ЭВА, они лёгкие, но можно порвать. Я попробую ЭВА в этом сезоне.
Ладно. Проскочили Моренный, там спокойно переходится в сапожках. Далее бодро бежим по тропе два километра и выходим на берег реки Косью. А вот тут уже либо бродни, либо в кроксах. Воды… Ну за отвороты бродней может плеснуть. Поэтому снимаем обувочку, обуваем кроксы и как в песне «Возьмёмся за руки, друзья..» берёмся за руки и бродим цепочкой Косью. Весело, прохладно и бодро. Далее одеваемся обратно и начинаем спокойное, размеренное движение по тропе. Больше бродов не будет. Первые пять километров – шагаем по узкой тропе сквозь кустарник, верховые болота и моренные валы. Ничего сложного, просто двигаемся вперёд. 
Через пару часиков остановимся перекусить, буквально на ходу, так как наша цель – выйти к стоянке Оленья, где мы соорудим полноценный обед. До неё в целом идти 12км. Так как двигаемся мы по долине реки Манарага, рельеф более чем спокойный и набор высоты просто не ощущается. 
Перекусив на Оленьем, двигаем дальше. В принципе, это половина пути. Шагать примерно ещё столько же. Мы уже вышли из зоны основных верховых болот, исчезают кусты, начинается высокогорная тайга, которая становится всё реже. Долина сужается, а горы становятся всё выше. Нас ждёт 12 километров пути по постоянно меняющимся ландшафтам, неописуемо великолепным в своём величии. И мы уже подустали. Но главное испытание дня ещё впереди.
Нам надо успеть перевалить Кар-кар. Это перевал, состоящий из двух немаленьких ступеней, где резкие крутые подъёмы сменяются ровными плато. Это непростой этап, требующий не каких-то там специфических умений, а обычной, нормальной лосиной выносливости.
Тут мы просто тягловая сила, несущая себя и свой рюкзак туда, наверх, к крыше Урала. Будет тяжко, будет трудно. Это сродни бесконечному подъёму по ступеням этаж этак на 150-й. И так несколько раз. Но наша награда впереди. И вот с седловины Кар-кара (высота перевала 1240 м, категория 1А) под нами расплескалась синева озера Бублик, а над нами высится она. Главная вершина Урала. Народная.

Нам остаётся аккуратненько спуститься с перевала, благо это 20 минут, и раскинуть палатки у Бублика. Всё. Самый тяжкий день (по иронии он первый) всего нашего забега завершён. Есть/спать. Да, костра не будет. Мы в гольцовой зоне, только камень, ветер, вода и лёд. Готовим на газу.

Про еду второго дня.
Завтрак на Приюте – яичница, сосиски, каши всяческие, чаи/кофеи и прочая, прочая, прочая
Ходовой перекус – орехи, финики, сникерсы и подобное энергетическое.
Обед – греча с сырокопчёной колбасой, сыр, печенье.
Ужин. Предлагаю картофельное пюре, сало, понятно всякие паштеты на хлебцы, не исключаю нестареющую классику в виде макарон с тушёнкой. Чай в неограниченных количествах.

3
День третий, восхитительно восходительный.
Радиальное восхождение на гору Народная. Протяженность: 10 км, без рюкзака, набор высоты 700 метров, н/к.
Поспим чуть подольше, надо ножкам отдохнуть и часиков в 10 утра, налегке трогаемся на вершину.

Снежники, подъёмы, всё это прекрасно преодолевается, когда за спиной не болтается набитый рюкзак, а лишь лёгкий перекус, водичка и термос.
От лагеря до вершины около 5 километров и 700 метров набора высоты. В общем, часика за три забегаем на Народную, там часик и возвращаемся обратно к Бублику.

В спокойном режиме в 16−17 часов вернёмся и будем просто балдеть, и отдыхать, наслаждаясь видами. Потому как завтра нам вновь идти по уже знакомой тропе обратно. Ведь наша следующая цель — царица Урала Манарага.

Про еду третьего дня.
Завтрак на Бублике — каша с джемом или сгущёнкой, паштет, чаи/кофеи и прочая, прочая, прочая.
Ходовой перекус — орехи, финики, сникерсы и подобное энергетическое.
Обед на вершине — греча с сырокопчёной колбасой или пюрешка с колбасой, сыр, печенье, сало.
Ужин. Булгур с тушёным мясом.

4
День четвёртый, повторенье – мать мученья.
Переход к подножию Манараги, 25 км с рюкзаком, подъем: 80 м , спуск: 700 метров. 1 к.с.
Встаём раненько, собираемся, кушаем и стартуем обратным ходом через Кар-Кар.

День похож на позавчерашний, но гораздо проще, потому как мы постоянно идём вниз, за исключением первого часа форсирования Кар-кара. Да и рюкзаки полегче. Да и талии уже потоньше. Мы уже местные в этих краях и нам всё знакомо. Только теперь мы смотрим сверху вниз - и перед нами шаг за шагом разворачиваются невероятно прекрасные виды на пик Победы и вершину Подкова.

Идти легче, но опасней – спуски всегда коварны. Но так или иначе к вечеру мы вновь стоим на берегу реки Косью. Но бродить мы её не будем. Нам в другую сторону, к зубцам Манараги. Располагаемся на ночёвку, отъедаемся, отсыпаемся. Так что переход 25 километров, спуск на 800 метров и красота.

Про еду четвертого дня.

Завтрак на Бублике - каша с джемом или сгущёнкой, паштет, чаи/кофеи и прочая, прочая, прочая.
Ходовой перекус – орехи, финики, сникерсы и подобное энергетическое.
Обед на Оленьем – греча с сырокопчёной колбасой или пюрешка с колбасой, булгур с мясом вчерашний, сыр, печенье, сало.
Ходовой перекус – орехи, финики, сникерсы и подобное энергетическое.

Ужин. А вот тут мы можем разгуляться!!! А почему? А потому что мы ночуем на берегу Косью, в двух километрах от приюта «Манарага». И это будет ужин не из наших рюкзаков, а из припрятанных около стоянки продуктов, которые мы оставим там на пути к Народной два дня назад. Зачем носить на себе))) Так что с меню заранее определимся на Приюте. Припрячем вкусняшек и будем них мечтать на Бублике. А потом кааак вернёмся, кааак съедим!!!
Да, костёр возможен. Если дровами разживёмся.
День пятый. Царица Урала. Подъем на Манарагу.
16 км без рюкзака, 7 км подъем, набор высоты 1100 метров, 7 км спуск, 2 км переход по долине, 1 к.с. 
Встаём пораньше, кушаем поплотнее, берём только необходимый перекус, одежду и налегке стартуем к Манараге.
Непростой день, ходовой. Но мы вновь бежим налегке, оставив всё лишнее на Косью. Стартуем с утра пораньше, впереди долгий подъём и такой-же спуск. Манарага гора капризная, но мы уж её попросим нам соблаговолить и пустить к себе. Выходим на Студенческий перевал и начинаем подъём. От лагеря до подъёма около семи километров. Там посложнее, чем на Народной, у Манарги уже есть категория. Но мы уже прошли категорийный Кар-кар, мы уже на опыте. Поднимаемся на правый зубец. Есть намерение заменить там страховочные перила, старые вообще непонятно какого века, так сказать. Так что приятное с полезным, веревку возьму новую. Наслаждаемся видами и преодолением самих себя и начинаем путь к лагерю. В идеале вечером мы уже не ночуем на Косью, а переходим реку и добираемся до приюта «Манарага». Мы молодцы! Лосиный забег пройден.
Итого за пять дней мы набегиваем 25+10+22+14+2=73 км. Не много и не мало)

6
День шестой запасной. Радиальные выходы без рюкзака. 
Запас, он такой. Всегда нелишний. Может придется ждать лётную погоду в Усинске. Можем застрять застрять под Кар-Каром. Может заупрямиться и закрыться в облаках Манарага. И придётся подождать. Запасной день – это в первую очередь про погоду. Она может быть всякая. И если на Народную мы поднимались и как ёжики в тумане сквозь облака, с Манарагой такое не пройдёт. Небезопасно.
Но даже если всё пройдёт по графику, и мы на шестой день проснёмся в родном Приюте в тепле и комфорте, думаете, будем отдыхать? Ага, как же.
У меня припасены четыре варианта радиальных маршрута от ледниковых озёр (разведочный маршрут, кстати) до водопадов, так что это мы уже решим по месту и по факту.

7
День седьмой. Возвращение вертолетом на большую землю. 160 км по воздуху.
Просыпаемся, завтракаем и ждем вертолет. А чтобы ждать было интересней - отправляемся в заключительный мини-поход к реке Косью. Маршрут на 1-2 часа, простой, но очень красивый. Набираем с собой чистой воды, смелые могут окунуться.
Встречаем вертолет, грузим в него свои пожитки и на прощанье облетаем вершину Манараги. Пронесемся на бреющем полете в горном коридоре реки Косью, мимо массива Колоколен и Саблинского хребта. Наше путешествие завершается в аэропорту Усинска.
Тут наконец появится интернет и можно будет спланировать возвращение домой. Кто-то улетит самолетом прямо из Усинска, кто-то отправится поездом в Ухту или Сыктывкар и улетит оттуда. Кто-то с пересадкой в Печоре доедет поездом до Воркуты, еще дальше ха полярный круг. Оттуда стартуют 1-2 дневные туры на Полярный Урал и берег Карского моря (а ведь у нас с вами в запасе пара дней на случай ожидания погоды). А кто-то и вовсе отправится по северной железной дороге сквозь Полярный Урал в Лабытнанги и проснется на Ямале!
По питанию. Сейчас в моде сублиматы. Ну прям панацея и мегапитание. На самом деле ничего не заменит нормально приготовленной пищи. Поэтому питаемся максимально не по сублиматному, хотя и сушёному луку, чесноку, сухому молоку и яичному порошку заслуженное место в рюкзаках обязательно будет.
Вниманию вегетарианцам. И тем, кто что-то мясное/рыбное/молочное и другое не ест по убеждениям и из личных соображений. Я очень уважаю ваш выбор, как наверняка и вся остальная группа. Если вы питаетесь особенно — без проблем. Берите всё своё с собой и питайтесь, как вам будет комфортнее. Общая схема питания остается незыблемо базовой и неизменной. Тут, как говорится, без обид. Вкуняшки берите и делитесь по желанию, этому все всегда рады. Но у нас интенсивное длительное движение хоть и по тропам, но тем не менее. Это колоссальный расход 3000−4000−5000Ккал в день. И, пардон, баночка зелёного горошка и морковка вас не спасёт от их дефицита, потери гликогена и ослабления физических и эмоциональных кондиций. Не обижайтесь, но вегетарианец в группе — это головная боль для всех в 95% случаев. Если вы в 5 оставшихся процентах (я таких умничек встречал) — милости просим в команду. Если нет — это не ваше путешествие, серьёзно. Приляжете на тропе с поджатыми ножками, что потом с вами делать? И так мы плавно переходим от лирики к физике.
По физике без лирики.
Это не прогулка. Не «легкий трекинг, хайкинг» и всё такое. Приполярный Урал — трудное место. Испытывающее. Выматывающее. С настоящей усталостью, сыростью, холодом и жарой. Это движение под рюкзаком на почти три десятка километров в день по горизонтали и почти километр по вертикал. И рюкзак на маршруте — это не двадцатилитровый кулёк за плечами. Это 80−100литров и вес 12−15 кг для девочек и до 25 кг для мальчиков. Мы ходим и 30−35кг. Но так не надо.
Поймите главное. Лосиный забег — не для тех, кто считает, что можно встать из-за рабочего стола и прогуляться шесть дней по горам. Это не ночёвка в парке или на берегу реки. Это пеший горный маршрут для тех, кто знает свои возможности. Знает и оценивает. Оценивает не по показателям беговой дорожки в спортзале или прогулкам по парку, а по уже прожитым маршрутам. Это в идеале. Кто в первый раз — готовьтесь в двукратном размере.
А для того, чтобы быть готовым, недостаточно пройтись по городу или побегать трусцой с утра. Для тех, кто не ходил, но готов готовиться, минимальная подготовка — это реальные 25 километров с реальным рюкзаком. Пройти под нагрузкой, проверить и подогнать к ноге свою обувь. Пару месяцев до старта стабилизировать вес, чуть убрать жирок, поотжиматься, поприседать, позаниматься физкультурой. Не надо штанг и тренажёрных залов, просто активные разминки и упражнения со своим телом. Выносливость — наше всё. Переберите родную палатку и поспите на любимом коврике в проверенном спальнике (комфорт -4 вполне достаточно).
Про личное снаряжение.
Берите своё. Есть и арендное, но оно, как и все чужое - неудобное и не под вас. Собирайте свой комплект. Если вы решились на такой забег — вы либо наверняка уже в теме и снаряга есть. Если нет, но вы готовы к бою, тогда снаряга вам понадобится и далее. Потому как, сходив единожды, вы навряд ли уже сможете остановиться и тихий зов гор навсегда поселится в вашей душе. Покупайте. Хорошее снаряжение и комфорт на маршруте дороже денег.
Это важно не только для вас. Это важно для всех. Если один не тянет — все тянут его. Или возвращаемся обратно. Все. Группа не делится, не оставляет отстающих. Не бросает, а поддерживает тех, кто себя переоценил. Это главное правило. «Сломался» один — сходим с маршрута все.
Ещё немножко по особенностям.
У нас три автономных дня + ещё один на запас.
Нахождение в Приюте и ночёвка на берегу Косью в двух км от него не считаются.
По приготовлению пищи. Варить в большом котле — хорошо, но долго. Поэтому это для вечерних приготовлений. По завтракам и обедам. Идём с джетбойлами. Один джет на три человека, на один джетбойл один баллон газа. Нам за глаза.
Для того, чтобы сэкономить время, предлагается один не очень используемый, но действенный вариант. У каждого из нас должен быть термос. С широким горлом, 500−800мл. Абсолютно идеальная штука для запаривания картофельных пюре, гречи, всяческих каш.
Для примера. Мы завтракаем, кипятим джетбойлы. И перед стартом запариваем в своих термосах ту же гречу с доброй порцией сушёного/сыровяленного мясца или тушенки. И пока мы идём, вкуснятина напаривается за нашими плечами. Это небольшой добавок весе, но обалденный плюс. Вот мы, слегка измотанные, добираемся до счастливого обеденного привала. По идее надо начинать греть/варить и прочее, около часа томительно мучаясь ожиданием обеда. А тут всё по-другому. Рюкзаки скинули, джетбойлы для чая поставили, на траву/мох/камень упали, термоса с ложками достали и вот он. Кайф высшей пробы. Горячая еда через пять минут после начала привала. Это идеально. И проверено.
Про групповое снаряжение и вес рюкзаков
Из общего – газ, джетбойлы. 
Продукты – 2,5 кг еды каждому в плюс в рюкзачок. Это с запасом.
Палатки по умолчанию у каждого свои, но может кто-то захочет разделить счастье.
По поводу общего веса рюкзака (личное плюс 3 кг группового). Мужчины, планируйте до 25кг, милые девушки – до 14кг.
Главное.
На маршруте мы все равны, не берите с собой больше, чем можете унести. И в походе, и в жизни, кстати. Ваше снаряжение другие нести не должны. Шерпов у нас не предусмотрено, поэтому смотрите, прикидывайте. Готовьтесь в отношении снаряжения. Но сколько бы ни стоило снаряжение и каким бы оно ни было современным – это неважно. Важен тот, кто в нём. И ботинки за 50к тащить на своих ногах так же, как и кроссовки из Спортмастера за 2к. Кстати, кроссовки на мой взгляд лучше:)
В общем, на связи, готовимся, спрашиваем, решаем. Чем раньше мы друг с другом начнём коммуницировать – тем лучше!